А как вы думаете: «Помогает ли зеркало ребенку развивать представление о себе?» Конечно, да! Так взрослые вполне спокойно глядят на себя в зеркало, хотя порой могут удивляться увиденному там, но эти причины никак не связаны с самоидентификацией. Припомните, когда ваш малыш начал смотреть на себя в зеркало? Ведь в 3-5 месяцев все ребятишки сосредоточенно себя изучают в зеркале. Позднее пытаются улыбнуться своему отражению и тянутся к нему, громко выказывая свои эмоции. Потом – сравнивать свои телодвижения с отражением, следить взглядом за «реальной» и «зеркальной» мамой.
Ориентировочно в год ребенок активно играет с зеркалом, а к концу второго года окончательно закрепляет свои знания, связанные с зеркалом. И здесь неважно девчушка это или мальчуган. Если ребятенок радостно реагирует на свое отражение, более того оно ему нравится, то смело можно утверждать, что у него все в порядке и он любим родителями. А когда ребенок никак не выражает свои эмоции при встрече с зеркалом, то родителям стоит задуматься о том, что им необходимо побольше уделять внимание своему карапузу.
В дошкольном периоде девочки больше заинтересованы в общении с зеркалом. Как правило, они подолгу любуются собой, следят за мимикой и даже болтают с зеркалом. Отлично будет, если в комнате вместе с зеркалом обустроить и полочку рядом. Ведь тогда ребенок сможет там положить расческу, детскую косметику и, в конце концов, посадить любимые игрушки. Так ребенок будет ухаживать и за собой, и за игрушкой. Также он будет постигать важные уроки аккуратности и отличного вкуса. В этом случае зеркало выступает большим помощником.
Обязательно после купания и причесывания обратите внимание своего чада на его внешний вид. Не лишним будет и слова восхищения: «Посмотри, какой(ая) ты чистенький и красивенький!». И стоя возле зеркала, гордый маленький человечек видит вполне конкретный результат от произведенных действий. А не вечные нотации на тему: «Умойся, причешись, помой руки». Необходимо почаще устраивать такие «зеркальные» уроки. Кстати, в зеркале также нуждается и подросток, т.к. в этом возрасте он заново познает себя, видит перемены в своем облике и учится уживаться с ними. Очень важно в этом возрасте помочь подростку видеть свое отражение не только в негативном свете, подмечая все недостатки, но и надо помочь ему увидеть свое истинное «я», а также побороть свою неуверенность и мнительность.